Выбор города
account_balance Выбор компании
Выбор города
account_balance Выбор компании
Курсы Компании Профессии Ивенты Статьи Вузы
clear
Журнал Обучение и работа онлайн Форма дистанционного обучения: достоинства и недостатки

Форма дистанционного обучения: достоинства и недостатки

Дистанционное обучение становится всё более популярным. В этой статье мы разберёмся в его преимуществах и недостатках.

В последние годы учебные заведения всё чаще внедряют дистанционное обучение. В этой статье мы разберёмся в особенностях данного явления, выделим его сильные стороны.

Принципы дистанционного обучения

Дистанционное образование доступно на всех уровнях образовательных программ, включая среднее, среднее профессиональное и высшее. На это не в последнюю очередь повлияла пандемия - она показала необходимость качественной системы, при помощи которой ученики смогут получать знания, не посещая учебные заведения очно. Также востребованность учёбы в дистанционном формате обуславливается ускорившимся темпом жизни. Всё больше людей хочет совмещать обучение и работу либо совмещать получение образования по нескольким профилям. Все эти факторы привели развитию сферы учёбы на расстоянии.

Дистанционное обучение предполагает процесс получения знаний без непосредственного живого контакта преподавателя с учениками. Основной особенностью здесь является коммуникация через Интернет посредсвом специализированных программ. Такой вид образовательного процесса применяется как в государственных образовательных учреждениях, так и в сфере бизнеса и тренингов личностного роста. Организовывать дистанционное обучение следует по определённым принципам:

  • Не стоит общаться с учениками только через мессенджеры: в первую очередь, следует использовать специализировнные программы для видеоконференций и онлайн обучения, поэтому преподаватели должны иметь навыки работы с интернет-ресурсами и электронными досками.
  • Немаловажным фактором является чёткий план занятий, расписанный на каждый день недели. Это поможет решить проблемы с дисциплиной, которые могут сформироваться у учеников в виде ощущения, что на дистанционном формате обучения можно позволить себе работать не в полную силу. 
  • Ошибкой будет задавать чрезмерное количество домашних заданий.Такой подход может возникнуть при желании учителей закрыть пробелы в программе. В итоге ученики будут вынуждены осваивать большую часть материала самостоятельно, поэтому возникнут проблемы с мотивацией к обучению и качеством усвоенных знаний.
  • Успешным организационным решением может быть введение специальной системы оценок, отличной от пятибалльной. Это улучшит обратную связь и будет более гибким вариантом оценивания учеников в нестандартных условиях обучения на дистанции. 
  • Немаловажной является необходимость точно идентифицировать ученика. Дистанционное обучение делает возможным различные уловки, направленные на нечестную сдачу экзаменов. На расстоянии гораздо труднее установить, кто на самом деле отвечает, поэтому серьёзное внимание должно уделяться точному установлению личности и добросовестности ученика.
  • При всей насыщенности дистанционного образования современными технологиями нужно всё же не усложнять систему сверх меры. Следует выбирать самые интуитивно понятные информационные технологии и использовать сложные специализированные программы только в случае прямой необходимости.
  • Наконец, любые виды дистанционного обучения должны быть доступны всем желающим, вне зависимости от их здоровья, региона проживания и других факторов.

Технологии дистанционного обучения

Технологии дистанционного обучения включают в себя различные компьютерные программы для связи, с помощью которых преподаватели передают информацию ученикам. На данный момент одной из самых популярных площадок для видеоконференций является Zoom. Его конкурентом могут выступать Microsoft Teams и другие программы, суть которых заключается в единовременном подключении неограниченного количества участников, присутствует возможность продемонстрировать экран, различные презентации и заготовки к уроку. Все участники могут использовать микрофон и видеокамеру. Как правило, в то время, когда учитель объясняет тему, микрофоны учеников отключены. Преподаватель может обратиться к одному или нескольким учащимся с вопросом, и в этот момент ученики включают микрофон и дают ответ на задание. Присутствует возможность демонстрации себя и окружающего пространства на видео при помощи фронтальной и основной камеры. Это может потребоваться для подтверждения активного присутствия, дополнительного подкрепления материала или демонстрации ручных работ и схем.

Виды дистанционного обучения

Ученик может получать знания в прямом контакте с преподавателем, занимаясь индивидуально или в группе. Такой вид обучения называют синхронным. Этот подход полезен возможностью в любой момент обратиться к учителю и получить ответы на интересующие вопросы. План занятий расписан и чётко понятен заранее. У преподавателя есть возможность в любой момент проверить знания учеников. Противоположностью ему является асинхронное дистанционное обучение. Здесь ученики самостоятельно изучают материал по записям уроков и видеоконференций. Плюс такого подхода заключается в увеличении свободного пространства для ученика, но это же и является минусом - могут возникать серьезные просрочки в выполнениях заданий.

Методы дистанционного обучения

Первым методом является самообучение. В нём учащийся самостоятельно получает информацию из предоставленных источников и сам контролирует свой уровень знаний и прогресс в освоении материала. Вторым методом можно выделить индивидуальное обучение – здесь идёт контакт одного преподавателя с одним учеником. Такой метод, безусловно, выигрывает у самообучения, но и цена, как правило, гораздо выше. Третья методика представляет собой обращение одного преподавателя к множеству учеников, при этом значительно падает активность отдельного ученика в коммуникации. В четвёртом методе все участники учебного процесса активно взаимодействуют между собой, происходит контакт как между преподавателем и учеником, так и между самими учениками, например, в группах. Эффективными способами обучения здесь могут являться коммуникативные бои или дискуссии, которые можно провести по видеосвязи.

Инструменты дистанционных образовательных технологий

Базовыми технологиями, применяемыми в процессе дистанционного обучения, являются специализированные программы для видеоконференций, например уже вышеупомянутый Microsoft Teams, Zoom, виртуальные классы «Учи.ру», многофункциональнальная платформа РЭШ и многие другие. Стоит упомянуть, что для видеосвязи нередко используются Skype и Discord, основными приемуществами которых является возможность создавать конференции до 50 участников и поддержка данных программ на всех платформах. Отдельно стоит отметить интерактивные рабочие листы, такие как Liveworksheets или Яндекс учебник. Они позволяют дополнять уроки яркими и интересными заданиями с грамотным принципом обратной связи.  Также активно используются электронная почта и программы Microsoft Office, например Word, Excel и другие. Все эти представители программного обеспечения обладают как своими плюсами, так и минусами, поэтому стоит выбрать наиболее подходящую под план обучения программу заранее, иначе в процессе могут возникнуть сбои и проблемы с проведением занятий. 

Чем отличается заочная форма обучения от дистанционной?

Важнейшим отличием заочной формы обучения от дистанционной является индивидуальность плана занятий. На заочном отделении всё заранее расписано. Обучение представляет собой сессию один раз в семестр , где в ускоренном темпе студенты изучают материал и после этого сдают экзамены. На дистанционном обучении, наоборот, часто присутстует индивидуальный план занятий. Процесс обучения грамотно распределён на весь период и может подвергаться корректировке со стороны ученика. Всё, что забылось, можно в любой момент освежить в памяти. За таким учебным процессом будущее, и на площадке Brainshef вы можете ознакомиться с огромным количеством дистанционных курсов на любые интересующие вас темы.

Суть дистанционного обучения школьников

С полноценным дистанционным обучением школы впервые столкнулись в начале 2020 года. Пандемия показала острую необходимость иметь налаженную систему обучения на дистанции. Основной причиной нововведений стала забота о здоровье детей. Занятия проводятся при помощи видеоконференций и вебинаров, а также интерактивных рабочих платформ. Расписание чаще всего похоже на стандартное школьное, то есть занятия начинаются с раннего утра и имеют  временные рамки, совпадающие с уроками и переменами на очном обучении. На практике возникла проблема с уровнем вовлеченности учеников. Нередко родителям приходилось оказывать помощь в выполнении заданий, так как отсутствовал живой контакт с учителями. Было отмечено, что освоить один и тот же объём информации дистанционно сложнее, чем очно. Но есть и положительные моменты: например, ученики экономят время на дорогу и занимаются в более спокойной обстановке. 

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Как и любое явление, формат дистанционного обучения имеет в себе положительные и отрицательные стороны. Главным преимуществом является большее количество свободного времени по сравнению с заочным обучением. При этом, если образовательная программа составлена грамотно, то качество полученных знаний не уступает полученным на очном отделении. У обучающегося дистанционно есть возможность менять не только график на неделю, но и место проживания, ведь уроки проводятся в онлайн-режиме и всегда доступны для повторения. Именно по этой причине такая образовательная программа даже лучше заочной для человека с активной жизненной позицией и высокой профессиональной занятостью. Образование на дистанции также очень полезно для учеников с ограниченными возможностями. Образовательные программы, построенные на принципах дистанционной коммуникации, могут быть лучше ориентированы на проведение мероприятий с большим количеством участников и специалистов из разных городов. Например, доступно проведение коммуникативных боёв и дискуссий.

Но при всех преимуществах, дистанционное обучение не лишено негативных аспектов. Главным недостатком является отсутствие живого общения между учениками. Обучающиеся дистанционно не будут проявлять активность в студенческом совете, походах, совместном досуге, ведь очень часто именно знакомства, полученные на очном обучении в вузе, остаются на всю жизнь. Также немаловажным негативным фактором являются проблемы с самоорганизацией. Многим ученикам не нравится в очном обучении контроль над посещаемостью и успеваемостью, но именно это и является дисциплинирующим фактором. При свободном графике дистанционного обучения у учеников нередко возникают проблемы с мотивацией и дисциплиной, как следствие - материал не усваивается качественно. Следующим минусом является необходимость иметь финансовый достаток для покупки гаджетов, обеспечивающих процесс обучения. Далеко не у всех учащихся есть на это средства. Стоит также отметить и то, что обучение дистанционно доступно не всем профессиям. В некоторых видах деятельности обязательно очное обучение, в противном случае специалист недополучит важных навыков и будет в лучшем случае бесполезен, а в худшем опасен. Сюда можно отнести сферы здравоохранения, охраны национальной безопасности и общественного порядка и другие.

Преимущества онлайн-обучения для бизнеса

Для бизнеса в дистанционном обучении есть очевидный плюс – отсутствие необходимости аренды аудиторий для учебного процесса. Также план дистанционного обучения легче адаптировать к постоянно меняющимся стандартам обучения и особенностям предпринимательской деятельности. Критически важным плюсом является возможность быстро найти контакт с коллегами по бизнесу, которые, как и вы, получают образование. Наконец, присутствует очень широкий спектр выбора образовательных программ.

Нравится 0

remove_red_eyeПросмотров: 302

Оставить комментарий

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы совершить это действие
Материал в избранном. Нажмите, чтобы посмотреть
Материал удален из вашего избранного