Оглавление
В последние годы учебные заведения всё чаще внедряют дистанционное обучение. В этой статье мы разберёмся в особенностях данного явления, выделим его сильные стороны.
Дистанционное образование доступно на всех уровнях образовательных программ, включая среднее, среднее профессиональное и высшее. На это не в последнюю очередь повлияла пандемия - она показала необходимость качественной системы, при помощи которой ученики смогут получать знания, не посещая учебные заведения очно. Также востребованность учёбы в дистанционном формате обуславливается ускорившимся темпом жизни. Всё больше людей хочет совмещать обучение и работу либо совмещать получение образования по нескольким профилям. Все эти факторы привели развитию сферы учёбы на расстоянии.
Дистанционное обучение предполагает процесс получения знаний без непосредственного живого контакта преподавателя с учениками. Основной особенностью здесь является коммуникация через Интернет посредсвом специализированных программ. Такой вид образовательного процесса применяется как в государственных образовательных учреждениях, так и в сфере бизнеса и тренингов личностного роста. Организовывать дистанционное обучение следует по определённым принципам:
Технологии дистанционного обучения включают в себя различные компьютерные программы для связи, с помощью которых преподаватели передают информацию ученикам. На данный момент одной из самых популярных площадок для видеоконференций является Zoom. Его конкурентом могут выступать Microsoft Teams и другие программы, суть которых заключается в единовременном подключении неограниченного количества участников, присутствует возможность продемонстрировать экран, различные презентации и заготовки к уроку. Все участники могут использовать микрофон и видеокамеру. Как правило, в то время, когда учитель объясняет тему, микрофоны учеников отключены. Преподаватель может обратиться к одному или нескольким учащимся с вопросом, и в этот момент ученики включают микрофон и дают ответ на задание. Присутствует возможность демонстрации себя и окружающего пространства на видео при помощи фронтальной и основной камеры. Это может потребоваться для подтверждения активного присутствия, дополнительного подкрепления материала или демонстрации ручных работ и схем.
Ученик может получать знания в прямом контакте с преподавателем, занимаясь индивидуально или в группе. Такой вид обучения называют синхронным. Этот подход полезен возможностью в любой момент обратиться к учителю и получить ответы на интересующие вопросы. План занятий расписан и чётко понятен заранее. У преподавателя есть возможность в любой момент проверить знания учеников. Противоположностью ему является асинхронное дистанционное обучение. Здесь ученики самостоятельно изучают материал по записям уроков и видеоконференций. Плюс такого подхода заключается в увеличении свободного пространства для ученика, но это же и является минусом - могут возникать серьезные просрочки в выполнениях заданий.
Первым методом является самообучение. В нём учащийся самостоятельно получает информацию из предоставленных источников и сам контролирует свой уровень знаний и прогресс в освоении материала. Вторым методом можно выделить индивидуальное обучение – здесь идёт контакт одного преподавателя с одним учеником. Такой метод, безусловно, выигрывает у самообучения, но и цена, как правило, гораздо выше. Третья методика представляет собой обращение одного преподавателя к множеству учеников, при этом значительно падает активность отдельного ученика в коммуникации. В четвёртом методе все участники учебного процесса активно взаимодействуют между собой, происходит контакт как между преподавателем и учеником, так и между самими учениками, например, в группах. Эффективными способами обучения здесь могут являться коммуникативные бои или дискуссии, которые можно провести по видеосвязи.
Базовыми технологиями, применяемыми в процессе дистанционного обучения, являются специализированные программы для видеоконференций, например уже вышеупомянутый Microsoft Teams, Zoom, виртуальные классы «Учи.ру», многофункциональнальная платформа РЭШ и многие другие. Стоит упомянуть, что для видеосвязи нередко используются Skype и Discord, основными приемуществами которых является возможность создавать конференции до 50 участников и поддержка данных программ на всех платформах. Отдельно стоит отметить интерактивные рабочие листы, такие как Liveworksheets или Яндекс учебник. Они позволяют дополнять уроки яркими и интересными заданиями с грамотным принципом обратной связи. Также активно используются электронная почта и программы Microsoft Office, например Word, Excel и другие. Все эти представители программного обеспечения обладают как своими плюсами, так и минусами, поэтому стоит выбрать наиболее подходящую под план обучения программу заранее, иначе в процессе могут возникнуть сбои и проблемы с проведением занятий.
Важнейшим отличием заочной формы обучения от дистанционной является индивидуальность плана занятий. На заочном отделении всё заранее расписано. Обучение представляет собой сессию один раз в семестр , где в ускоренном темпе студенты изучают материал и после этого сдают экзамены. На дистанционном обучении, наоборот, часто присутстует индивидуальный план занятий. Процесс обучения грамотно распределён на весь период и может подвергаться корректировке со стороны ученика. Всё, что забылось, можно в любой момент освежить в памяти. За таким учебным процессом будущее, и на площадке Brainshef вы можете ознакомиться с огромным количеством дистанционных курсов на любые интересующие вас темы.
С полноценным дистанционным обучением школы впервые столкнулись в начале 2020 года. Пандемия показала острую необходимость иметь налаженную систему обучения на дистанции. Основной причиной нововведений стала забота о здоровье детей. Занятия проводятся при помощи видеоконференций и вебинаров, а также интерактивных рабочих платформ. Расписание чаще всего похоже на стандартное школьное, то есть занятия начинаются с раннего утра и имеют временные рамки, совпадающие с уроками и переменами на очном обучении. На практике возникла проблема с уровнем вовлеченности учеников. Нередко родителям приходилось оказывать помощь в выполнении заданий, так как отсутствовал живой контакт с учителями. Было отмечено, что освоить один и тот же объём информации дистанционно сложнее, чем очно. Но есть и положительные моменты: например, ученики экономят время на дорогу и занимаются в более спокойной обстановке.
Как и любое явление, формат дистанционного обучения имеет в себе положительные и отрицательные стороны. Главным преимуществом является большее количество свободного времени по сравнению с заочным обучением. При этом, если образовательная программа составлена грамотно, то качество полученных знаний не уступает полученным на очном отделении. У обучающегося дистанционно есть возможность менять не только график на неделю, но и место проживания, ведь уроки проводятся в онлайн-режиме и всегда доступны для повторения. Именно по этой причине такая образовательная программа даже лучше заочной для человека с активной жизненной позицией и высокой профессиональной занятостью. Образование на дистанции также очень полезно для учеников с ограниченными возможностями. Образовательные программы, построенные на принципах дистанционной коммуникации, могут быть лучше ориентированы на проведение мероприятий с большим количеством участников и специалистов из разных городов. Например, доступно проведение коммуникативных боёв и дискуссий.
Но при всех преимуществах, дистанционное обучение не лишено негативных аспектов. Главным недостатком является отсутствие живого общения между учениками. Обучающиеся дистанционно не будут проявлять активность в студенческом совете, походах, совместном досуге, ведь очень часто именно знакомства, полученные на очном обучении в вузе, остаются на всю жизнь. Также немаловажным негативным фактором являются проблемы с самоорганизацией. Многим ученикам не нравится в очном обучении контроль над посещаемостью и успеваемостью, но именно это и является дисциплинирующим фактором. При свободном графике дистанционного обучения у учеников нередко возникают проблемы с мотивацией и дисциплиной, как следствие - материал не усваивается качественно. Следующим минусом является необходимость иметь финансовый достаток для покупки гаджетов, обеспечивающих процесс обучения. Далеко не у всех учащихся есть на это средства. Стоит также отметить и то, что обучение дистанционно доступно не всем профессиям. В некоторых видах деятельности обязательно очное обучение, в противном случае специалист недополучит важных навыков и будет в лучшем случае бесполезен, а в худшем опасен. Сюда можно отнести сферы здравоохранения, охраны национальной безопасности и общественного порядка и другие.
Для бизнеса в дистанционном обучении есть очевидный плюс – отсутствие необходимости аренды аудиторий для учебного процесса. Также план дистанционного обучения легче адаптировать к постоянно меняющимся стандартам обучения и особенностям предпринимательской деятельности. Критически важным плюсом является возможность быстро найти контакт с коллегами по бизнесу, которые, как и вы, получают образование. Наконец, присутствует очень широкий спектр выбора образовательных программ.
Нравится 0
remove_red_eyeПросмотров: 302
Оставить комментарий